В 1979 году Советский Союз принял третий в истории чемпионат мира по хоккею. Турнир проходил с 14 по 27 апреля в Москве, а его победителем стала команда хозяев. Сборная СССР в том же году начала выступления с победы на Кубке вызова, а уже в апреле подтвердила свой статус фаворита на домашнем ЧМ.
Новый формат и изменение сроков турнира
На ЧМ-1979 советская делегация предложила изменения формата турнира. Планировалось разбить восемь команд на две группы по четыре в каждой. По две лучшие команды из каждого квартета получали путевки в финальный раунд, где играли между собой по два матча. Изменения позволили сделать чемпионат мира на несколько дней короче. Соревнования проходили в недавно отремонтированных «Лужниках», которым был обеспечен нешуточный ажиотаж. К слову, иностранным болельщикам билеты обходились в несколько раз дороже, чем советским.
Сроки проведения турнира были сдвинуты на неделю раньше по просьбам организаторов турнира. Есть мнение, что на перенос повлиял Праздник трудящихся, до наступления которого советские руководители хотели отчитаться об успешном проведении хоккейного чемпионата мира. Другое мнение гласит о том, что причиной переноса ЧМ стало неистовое желание увидеть игру родной сборной Леонидом Ильичем Брежневым — Генсеком ЦК КПСС и по совместительству главным хоккейным болельщиком в стране. В мае первому лицу государства было не до хоккея из-за напряженного графика работы.
Перенос сроков турнира серьезно ослабил возможности сборной Канады, в заявке которой на первый матч значилось всего 19 человек. Стоит отметить, что «кленовые листья» лишь несколько лет назад отвоевали у ИИХФ право заявлять хоккеистов из НХЛ, и вот новая напасть: из-за проходившего в тот момент плей-офф Национальной хоккейной лиги в Москву приехали лишь молодые хоккеисты из команд, пролетевших мимо нокаут-раунда.
Смена поколений
Впервые Виктор Тихонов начал работу со сборной СССР в 1976 году — на Кубке Канады «Красная машина» завоевала бронзу. К серьезной постановке целей специалист приступил в 1978 году и быстро влюбил в себя как раздевалку, так и трибуны. В Москву на ЧМ-1979 Тихонов неожиданно позвал возрастного форварда Александра Якушева, который сыграл на том турнире в четвертом звене, не избегал черновой работы и стал старшим товарищем для молодых игроков сборной Советского Союза. Придя в сборную, Тихонов затеял плавную смену поколений. Прежде всего, необходимо было искать замену легендарной тройке Михайлов — Петров — Харламов. И в сборной, и в ЦСКА на его смену пришло трио Капустин — Жлуктов — Балдерис.
Казалось, что эта тройка проведет вместе еще немало славных минут в составе сборной СССР, однако на деле после провала на Олимпиаде-80 в Лейк-Плэсиде она фактически распалась: хоккеисты разъехались по разным клубам, а в сборной в одном звене уже почти не играли. Через пять лет Виктор Тихонов создаст в сборной новое легендарное сочетание — пятерку Ларионова с Фетисовым, Макаровым, Крутовым и Касатоновым. На чемпионате мира в Москве в 1979 году основная угроза для соперников исходила от пятерок Жлуктова и Петрова, хотя стоит отметить, что отлично проявил себя молодой Макаров, гармонично вписавшийся в звено к братьям Голиковым.
ЧМ без осечек
В предварительном раунде ЧМ «Красная машина» выступала в одной группе с командами Швеции (9:3), Польши (7:0) и ФРГ (3:2). Сенсационно уперлись немцы, а вот шведы наоборот разочаровали собственных болельщиков, ведь еще пару лет назад громили СССР в Вене.
Финальный раунд сборная Советского Союза начала матчем против команды Канады, в котором «Красная машина» одержала уверенную победу. «Кленовые листья» попытались навязать советской команде силовой хоккей и большую часть матча провели в обороне, пытаясь воспользоваться ошибками команды СССР. К сожалению для канадских болельщиков, команда Виктора Тихонова в тот вечер сыграла безукоризненно и заслуженно обыграла принципиального соперника. Двумя шайбами отличился Владимир Петров, еще одно взятие ворот записал на свой счет Сергей Макаров после выхода один на один с вратарем соперника. Матч запомнился жуткой травмой канадского нападающего Уолтера, который, пытаясь сдержать защитника Билялетдинова (да-да, экс-тренера «Ак Барса»), коньком в борьбе разрезал собственное ухо.
Второй матч также не стал проверкой на прочность для команды Тихонова. От чехословаков ожидали большего сопротивления, однако серьезной борьбы в матче СССР — Чехословакия не получилось. Четыре раза советские хоккеисты забрасывали в большинстве, еще семь раз отличились в равных составах, а хет-триком отметился Макаров. Голкипер чехословаков Иржи Кралик был заменен еще по ходу первого периода после того, как «Красная машина» забросила три шайбы в его ворота. Канадская газета The Montreal Gazette писала об этом матче: «Чехословакия надолго запомнит этот матч как день, когда Большая Красная машина пришла в неистовство».
В третьем туре финального этапа Советский Союз ожидала легкая прогулка в виде разгрома сборной Швеции со счетом 11:3. По две шайбы забросили Капустин и Якушев, на счету Голикова гол и три результативные передачи. Отдохнув один день, советские хоккеисты снова разгромили (9:2) соперника. На этот раз под раздачу попала сборная Канады. Канадец Грег Смит просидел всю игру на лавке, а затем разоткровенничался: «Не могу поверить, что я только что увидел». Вошедший в символическую сборную турнира Макаров, отметился в том матче дублем, еще две шайбы на счету Михайлова.
Разгромив канадцев, сборная Советского Союза досрочно завоевала золотые медали домашнего турнира. Заключительную игру против чехов «Красная машина» проводила без турнирной мотивации, что не помешало ей снова отметиться разгромом — 6:1. Победная шайба на счету Валерия Харламова, для которого та игра стала последней на чемпионатах мира по хоккею. Всего на ЧМ-1979 Харламов набрал 14 очков (7+7), уступив приз лучшего бомбардира соотечественнику Петрову.
Советский хоккей на домашнем ЧМ продемонстрировал всему миру свою силу. Общая разница заброшенных и пропущенных шайб на турнире — 61:14! К тому же «Красная машина» несколько раз разгромно обыграла принципиальных соперников на глазах у родных болельщиков. Вопросы по сильнейшей команде мира в тот год поднимать было некорректно.